Тем, кто хочет прокатиться подальше и исследовать не только Карельскую сторону Онежского озера, но и Вологодскую, советую посетить эту природную достопримечательность недалеко от Вытегры. Название ей гора Андома, или Андомский мыс. Это место уникальное: обнажение геологических пород возрастом более 300 миллионов лет! Ну и, конечно, великолепные пейзажи гарантированы, особенно в утренней дымке тумана или в лучах закатного солнца. Если с погодными условиями повезёт - это рай для фотографов!
Расстояние от центра Санкт-Петербурга до места парковки: около 445 км
Протяженность пешей прогулки: 3-4 км
Рекомендовано для ночёвки с палаткой на берегу Онежского озера. Есть заезды для авто и поляны для палаток начиная с н.п. Устье, они видны с дороги, по которой едешь на Андома гору, не заметить невозможно. Места ночевки не у самой горы, а неподалеку, по пути. Не оставляйте мусор после себя, не вырубайте деревья!
Как добраться до Андома горы
Координаты: 61.284167, 36.376667
Указанные координаты - примерно та точка, откуда сделаны мои фотографии. Отсюда неплохой вид на мыс и прекрасно видно обнажения природных пород девонского периода. Если посмотреть на карту, становится понятно, что крайняя точка Андомского мыса - левее, около н.п. Гневашевская.
Андома гора на карте:
Если ехать из Питера: по Мурманской трассе через Лодейное поле, на Подпорожье, а затем держать курс на Вытегру. В Вытегре уходим на А-119, и затем сворачиваем налево в сторону Щекино и Тудозера. Едем по гравийке примерно до Ольково. Там оставляем машину и идем пешком, сперва через село, а затем по натоптанной тропе. Доходим до обрыва и наслаждаемся красивыми видами. Осторожно, могут быть клещи!
Хочу сразу забежать далеко вперед в своем рассказе и предупредить о дороге Ошта-Вытегра. Вам не миновать плохой участок. Это называется "трасса регионального значения". Больше похоже на лесовозную дорогу, но никак не на участок трассы Лодейное поле - Вытегра. В сухую погоду еще ничего, туда (в сторону Андомы горы) мы проехали на пузотёрке-седане, было не очень комфортно, но нигде не шкрябали днищем. А вот обратно после дождя дорогу развезло, ехали в ужасе: боялись, что застрянем в этом разбухшем песке с камнями, которые нещадно били по днищу машины.
К слову, мы ехали отдохнуть с двумя ночёвками в палатке. Выехали в пятницу (погода была хорошей), возвращались в воскресенье. Весь вечер субботы и всю ночь шел ливень. Дорога раскисла и превратилась просто в месиво мокрого песка и камней. Мы каким-то чудом нигде не застряли. Постоянно скребли днищем и зарывались в песок, нас везло по песчаным колеям, утрамбованным крупными колёсами тяжёлых грузовиков. Под защиту набилось столько камней, что и не сосчитать (это мы узнали уже по приезду).
В это время в машине царило напряженное молчание: никому не хотелось выкапываться из песка под непрекращающимся дождем.
Хочу вам показать видео, которое мы сняли. Правда, оно не очень качественное, но хотя бы слегка показывает состояние дороги после затяжных ливней, сама дорога Ошта - Вытегра в видео с 1:20 (можно промотать). Конечно, как всегда вживую всё выглядит по-другому, на видео не так стрёмно и не чувствуется, что машину водит по этой дороге и она вязнет в жиже, и не ощущается, как камни бьют по днищу.
Дополнение от 10.06.2021. В прошлое воскресенье мы снова проехали по направлению Ошта - Вытегра, но на другой машине - Рено Дастере. Асфальт так и не положили и, видимо, не положат никогда. Грунтовка влажная, с лужами. На машине с клиренсом 21 см ехать намного комфортнее: не нужно переживать, что днищем зацепишь, но все равно участок этой дурацкой дороги отнял у нас много времени и сил.
Иногда по дороге проходит грейдер, и проехать в сухую погоду можно без проблем: ямы разравниваются. Но если дорога разбитая, то ехать очень тяжело, приходится трястись на ухабах либо ехать со скоростью 20-30 км/ч. Бедная подвеска.
Также в промежутках между грунтовками есть асфальт. В некоторых местах он новый, а кое-где приходится объезжать ямы по обочине. Дорога будто бы только что пережила войну со взрывами снарядов. Жаль, но это привычно для российской глубинки. Хотя тут тоже живую люди, также платят налоги и имеют право на хорошие и качественные дороги.
Участки с плохой дорогой:
- От точки 60.904334, 35.250711 до Ошты: грунтовка
- Нижняя Водлица - Железная горка: грунтовка
- Железная горка - Патога: выскакиваешь на идеальный асфальт и думаешь, что этот кошмар закончился. Но нет..
- Патога - Палозеро: асфальт с ямами чередуется с грунтовкой
Длится это безобразие примерно 60 км, если считать участок хорошего асфальта посередине - то около 80 км. Закладывайте дополнительное время на проезд этих участков на случай, если грейдером давно не ровняли "трассу".
Как обычно, фото не передаёт всё великолепие трассы Лодейное поле - Вытегра. Так называемая "автодорога регионального значения" выглядит так:
На сухом участке грунтовки, где более-менее ровно, останавливаемся передохнуть. Встречки мало, попутных машин нет, мы всех обогнали. Дорога настолько печально выглядит, что иногда начинает казаться, будто мы случайно свернули с дороги и находимся посреди леса, где катаются только лесовозы.
Состояние авто после дороги. Опять же, на фото с телефона плохо видно, но машина вся в грязи. Пороги все залиты грязью, боковые окна забрызганы. Сказывается дастеровская аэродинамика. Не зря французы его пыльником обозвали.:)
Раньше никогда так не радовалась знакам, информирующим о том, что мы въезжаем в Ленобласть... Ещё бы асфальт сделали, вообще цены бы не было. Тут теряется очень много ходового времени.
Ещё одно видео дороги Лодейное поле - Вытегра:
Ну а теперь расскажу о нашей поездке и самой горе Андома.
Выехали из Питера мы в пятницу вечером, и традиционно отстояли пробку на выезд из города. Поэтому на месте ночёвки мы оказались только к половине второго ночи. На ужин был запланирован куриный шашлык. Пришлось готовить и кушать его уже глубокой ночью.
Встали с палатками на берегу Онежского озера, не доезжая главного пункта назначения — Андомского мыса. Были мы тут далеко не одни — место популярное, особенно у рыбаков. Ночь прошла спокойно.
Утро наступило, и мы начали готовиться к завтраку. Планы на субботу были грандиозные: покушать, съездить на Андом-гору, погулять там, а затем найти новое место для ночёвки.
Прохладно, поэтому ребята разводят костер с утра пораньше:
А это наш лагерь и железный конь, который отважно преодолел сложные участки дороги:
Утренние процедуры на природе 🙂
Пустынная прибрежная полоса, только лодка рыбацкая скучает. Хочется здесь остаться подольше, поваляться на песочке, искупаться. Природа шикарная.
Дождя ничто не предвещало. Небо относительно чистое.
Чайки тоже не дремлют.
Позавтракав, мы собрали все вещи, убрали палатки и поехали на Андомский мыс. Нормального места для парковки найти не удалось, поэтому встали сбоку от проселочной дороги, надеясь, что никому не помешаем. Дальше — метров триста пешком, и вот она, Андома гора:
Красота! Вы можете встретить такие названия этого места: Андомский мыс, гора Андома, а также почитать в Википедии про Андомский геологический разрез. Здесь произошло обнажение девонских отложений возрастом около 370 миллионов лет (палеозойская эра)!
Место очень интересно с геологической и научной точки зрения. Но и простому путешественнику тут есть на что посмотреть: с возвышенности открывается прекрасный вид на Онежское озеро. Высота горы около 85 метров. Только посмотрите на эту панораму:
А так выглядит берег, если посмотреть в другую сторону. Видно, что постепенно всё обрушается, обнажая новые и новые слои геологических пород.
Вниз мы спускаться не стали. Погода начала портиться, время близилось к вечеру — пора искать новое место для ночёвки с палаткой. Хотели встать лагерем поближе к живописной горе, но все хорошие места были заняты рыбаками. С трудом нашли уютное местечко, закрытое со всех сторон деревьями.
Огляделась вокруг — небо посерело, пошел дождик, но больших туч не видать.
Машину на дороге не оставляли, загнали её поближе к себе, на полянку. Начали ставить палатки — и тут началось! Дождина полил сильнейший. Моментально стало темнеть. Хорошо, у нас с собой было несколько тентов.
Тент побольше натянули над палатками. Второй тент помог нам в обустройстве кухонного уголка. Резко похолодало, нужно было согреться. Надо как-то развести костер, хотя в таких условиях сделать это непросто без нормального розжига - всё мокрое, ливень прекращаться и не думал.
Мы с Антоном оставили наших друзей, Вадима и Яну, готовить ужин:
А сами пошли в лес мокнуть. Надо было насобирать дров. Берём всегда только валежник. Никогда и ни при каких обстоятельствах не рубите живые деревья! Помните, сколько лет они растут, и за сколько секунд дерево можно убить.
Наши труды не прошли напрасно — костёр у нас разгорелся, стало уютно. Мы пили горячий чай, грелись около костра и ждали, пока закончится этот ливень.
Вид нашего чудесного лагеря: всё мокрое, стук капель дождя продолжался всю ночь.
Наутро мы уехали в сторону Питера. Дорожные приключения я уже описала в начале статьи. Поездка запомнилась надолго).
Итоги поездки: Андомский мыс — место красивое и живописное. Посетить однозначно стоит. Не так далеко от горы можно найти место для палаточного лагеря, есть (рыбацкие?) стоянки на берегу озера. На полном приводе или на машине с увеличенным дорожным просветом проехать из Питера не составит труда. Но на низком седане 2х4 в сырую погоду ехать не рекомендую - дорога отнимет очень много сил, нервов и времени.
Обязательно просмотрите мой следующий фоторассказ, о Ладожских шхерах - такая красота! Вы должны там побывать.
Туда дорога ужасная, я ездил прошлой весной, только на 4*4 будет комфортно!!!!
Ездили в Вытегру из Латвии 15 мая, ребята если бы я вас прочитала раньше я бы ни за что не поехала по этой дороге. Это был ад, машина KIA Optima низкая, один отрезок длиной 10 км ехали 5км/ч так как прошли дожди. Обратную дорогу я наверна у Бога вымолила прошел грейдер. Я никогда не думала что буду радоваться грейдеру, но в то утро в этом лесу я рыдала когда мы выбрались на асвальт.
Да, мы сами на седане поехали первый раз и не знали, что нас ждет такая дорога). Грейдером хоть подравняли, что не может не радовать, а то в дождь там все раскисает, теперь, может, получше будет.
После Европейских дорог это вообще шок!
Подскажите пожалуйста. Планирую на дастере поехать в августе СПб — Холмогоры, можно конечно через Вологду, но хочется проехать через Каргополь. Участок до Вытегры именно от Ошты плохой? И Вытегра — Каргополь участок ещё интересует. Если не сложно, отпишитесь.
Доброе утро) До Ошты тоже есть кусок, я списком писала в отчете, но дублирую здесь: От точки 60.904334, 35.250711 до Ошты: грунтовка Нижняя Водлица — Железная горка: грунтовка Железная горка — Патога: идеальный асфальт Патога — Палозеро: асфальт с ямами чередуется с грунтовкой Вообще, предыдущий комментатор написала, что там грейдер прошел — и вроде ощутимо лучше стало. 🙂 Мы тоже на Дастере ехали, потряслись изрядно. Но это до грейдера было. Как там сейчас точное состояние дороги — не знаю. Когда на Бесов нос повторно поеду — обновлю отчет. А вот участок Вытегра — Каргополь я пока еще не ездила… Но… Читать далее »
сейчас там (2018 год) прекрасная автодорога С трассы поворот на базу МЧС 10 км асфальт Далее гравийная грунтовка.
Что за поворот на базу МЧС?) В этом году ездила на Бесов нос, дорога осталась такой же. Есть какой-то секрет?)
На памятнике природы запрещено парковаться. А автор бравирует тем, что нарушает правила нахождения на охраняемой природной территории
Кажется, вы что-то перепутали. Я никогда не заеду на машине на заповедную зону, и никому не советую. В моем фоторассказе есть точка с координатами самой горы, а машину мы оставляли у дороги. Протяженность пешей прогулки для кого указана?
А эти строки вы удосужились прочитать, прежде, чем изливать свой негатив автору?
и нигде не написано, что мы встали в самом заповеднике. Туда и заехать невозможно, и не пытались даже, с дороги не съезжали. Не заходите больше на мой сайт, вам тут не рады.
Спасибо за описание. Место действительно красивое. Есть надежда на дорогу эту грунтовую, теперь трасса передана федералам. А они например на Вологду сделали просто отличную дорогу. Все деньги…
Будет отлично, если дорогу наконец асфальтируют, а то иной раз ехать в ту сторону не хочется. Теряется очень много времени, и трястись на этих кочках…