Чемал: козья тропа, слияние Катуни и Чемала, остров Патмос

река Катунь Чемал

Вечером мы должны приехать на Алтай, в Чемал. Наконец я увижу своими глазами всю ту красоту, которой раньше могла любоваться лишь на чьих-то фотографиях. И после приезда мы пойдем гулять по козьей тропе в Чемале, посмотрим на слияние Катуни и Чемала и дойдем до мостика на остров Патмос.

От Новосибирска до Чемала - около 540 км. Ровно столько мы сегодня проедем за световой день.

Мы выезжали из Новосибирска рано утром 10 июля, чтобы успеть посетить искитимский мраморный карьер. Все публикации из этой поездки тут: алтайское приключение.

Чемал - небольшое село в республике Алтай с населением около 4 тысяч. Поблизости расположено огромное количество кемпингов и всевозможных турбаз прямо на берегу реки Катунь. Также местные жители сдают комнаты или гостевые домики по адекватной цене. В одном из таких домов мы забронировали у хозяйки 2 комнаты в отдельно стоящем домике (специально для аренды) с отдельной кухней. Зелень можно было бесплатно брать с её огорода, а стирка одежды стоила 50 руб.

Чемал такой, каким я его увидела первый раз из окна машины:

алтайские поселения

На первый взгляд, люди живут на Алтае простенько. На второй - почти в каждом обычном деревенском доме вставлены стеклопакеты, проведена вода и канализация. Цивилизация есть, комфорт для жизни тоже. А еще - олени во дворах (лично видели), чистый воздух и сногсшибательные виды из окон на природу Алтая. Хотела бы я так жить!

Чемал фото

Вдоль заборов растет сибирская конопля. Мы сначала удивились, а потом я нагуглила, что это не "тот самый" сорт конопли. 🙂

конопля в Сибири

Достопримечательности Чемала

Быстренько заселившись и побросав вещи по комнатам, сразу выходим на прогулку. Идем через посёлок, облаянные невероятно злым псом, который тщетно пытался высунуть свою морду из-под забора, чтобы нас укусить, попутно собирая невиданную доселе коноплю.

Минут через 15 добрались до первой достопримечательности и начала интересного маршрута.

Церковь Святителя Макария Алтайского. Выглядит свеженько, недавно отреставрирована, в 2014 году освящена. Находится рядом с островом Патмос в окружении волшебного соснового леса, который кружит голову своими ароматами.

достопримечательности Чемала

Остров Патмос на Алтае

Вход на остров строго ограничен, и обычно туда реально сложно попасть. Толпа народа в очереди на мост намекает, почему. Стоять в очереди долго: на Патмосе, если мне не изменяет память, максимально можно находиться 20 минут, причем фотографировать там строго запрещено. Затем запускают следующую группу желающих, и так далее. Мы на остров так и не попали: не хотелось тратить время на очередь, там все равно даже снимки сделать не дадут. Это очень важно для паломников: можно сказать, священное место. А нам и издалека полюбоваться хватило.

остров Патмос Алтай

Остров Патмос назван так в честь греческого острова с таким же названием. Освящен он в 1855 году, а ныне существующая церковь построена в 2000 году.

Мост на остров Патмос фото

Нашли около церкви малюсенького котёночка. Такого лапусика и отпускать не хотелось!

котенок на ручках

Козья тропа в Чемале

Козья тропа - это узкая грунтово-каменная дорожка по склону горы, протяженностью от храма до Чемальской ГЭС. С тропки открываются красивые виды на окрестности и слияние двух рек: Чемала с Катунью.

тропа на остров Патмос

На Алтае куда ни посмотри - везде красота. Скалы, горы, быстрые и шумные реки - природа повсюду.

козья тропа Чемал

Хочу немного рассказать о реке Катунь. Её исток находится не где-нибудь, а у подножия Белухи, из ледника Геблера. Длина Катуни - 688 километров. Течение на некоторых участках настолько быстрое, что сплавляться по ней экстремально и опасно, а температура воды круглый год ледяная. Я ни разу так и не искупалась ни в одной алтайской речке, а ребята без проблем окунались и плавали в холодной воде. Около поселка Чемал река широкая, бурная.

козья тропа Чемал Алтай

Слияние Чемала и Катуни

Гуляя по козьей тропе, потеряться невозможно: хорошо натоптанная тропка, в основном удобная для пешехода, но иногда приходится скакать через каменья.

Я очень люблю тропы и мечтаю пройти все пешеходные маршруты мира, поэтому гуляла козьей тропкой несколько раз. 🙂 Она не очень длинная, и устать точно не успеете.

Самая главная достопримечательность тропы - можно с высоты увидеть слияние Чемала и Катуни. Очень необычно: мутная, болотного цвета (но все равно чистая) Катунь смешивается с кристально чистыми изумрудными водами реки Чемал. На фото ниже видно слияние рек:

слияние Чемала и Катуни

Поближе:

слияние Чемала и Катуни фото

Рядом с точкой обзора слияния рек растет (точнее, уже просто стоит) очень атмосферная сосна без верхушки, с торчащими в разные стороны ветвями. Вносит разнообразие в пейзажные снимки.

река Катунь Чемал

Так выглядит козья тропа, если посмотреть в противоположную сторону. Красота, да и только! Алтай уникален. Даже не верится, что это Россия, и мы приехали сюда из Петербурга.

тропа вдоль Катуни

Немного портят вид вышки ЛЭП с проводами. Сначала хотела зафотошопить их, оставить только природу. Передумала, решила оставить снимки а-ля натюрель, как они есть в жизни. А то насмотришься идеальных фотографий в интернете, потом сам на место приезжаешь и видишь совершенно другое.

впадение Чемала в Катунь

Чемальская ГЭС

В конце тропы нас ожидает Чемальская ГЭС, источники и цивилизация в виде ряда торговых палаток с сувенирами. Я приобрела себе массажную расческу из кедра на память. Предпочитаю брать полезные вещи, которыми буду пользоваться и вспоминать свои путешествия, как и где эта вещь была куплена.

Чемальская ГЭС была построена в 1935 году заключёнными Сибирского лагеря. В 2011 году произошла некая авария, и больше ГЭС не эксплуатировали. Гидроэлектростанция очень популярна; наверное, это один из самых распространенных экскурсионных объектов на Алтае.

чемальская гэс фото

ГЭС больше не эксплуатируется, посмотреть на красоту низвергающихся водных потоков и сделать удачные фотоснимки можно с нескольких точек.

чемальская гэс горный алтай

Мы удачно устроились на скале рядом.

чемальская гэс горный алтай фото

Наша группа на фоне Чемальской ГЭС:

чемальская гэс алтай

Отойдем подальше:

чемальская гэс

Цивилизация, развлечения и палатки с сувенирами - неотъемлемая часть туристической инфраструктуры, но это ведь Алтай! 2 минуты пешком - и мы вновь на природе без людей. Только группа туристов-водников стоят на берегу с палатками.

Алтайская природа

А мы решили еще пройтись по окрестностям.

путешествие по Алтаю

Обнаружили подвесные мостики, проложенные по небольшим каменным островам. Интересно! Но уже начало темнеть, на фото видно. Ребята решили искупаться в реке, а дальнейший план - вернуться домой и приготовить ужин.

достопримечательности Алтая

Вадим собирается нырять 🙂

река Катунь

Как я уже упоминала, хозяйка, у которой мы сняли жильё, разрешила нам брать зелень с её грядок. Мы почти каждый день готовили салатик с нереально вкусными и сочными помидорками сорта Бычье сердце, огурчиками и перцем, добавляя много зелени. Варили картошечку, тушили курицу. Обожаю простую домашнюю еду, и вспоминаю наши совместные ужины компанией с теплотой.

Так прошел еще один замечательный день. Знакомство с Алтаем произошло ярко, насыщенно. Эмоции били через край: когда приезжаешь с равнины в царство гор и рек, преодолевая огромное расстояние за несколько дней, а не самолетом летишь, все ощущается гораздо сильнее.

Но сегодня мы посмотрели лишь ближайшие к Чемалу достопримечательности. Завтра нас ждут новые впечатления: горный треккинг на Подкову.