Тропы в Новом Афоне: хайкинг к паровозу на горе Акуи

паровоз с узкоколейки на вершине горы в Новом Афоне

В Новом Афоне много интересного, и среди достопримечательностей главную роль занимает природа. Я обожаю горы, и мы не могли оставить без внимания пешую тропу на вершину горы Акуи (528 м). Подъем интересен тем, что на горе раньше была узкоколейка, и до сих пор можно увидеть кое-что сохранившееся: паровоз, руины сооружений и заржавевшие механизмы. Итак, начинаем!


Прошлый фоторассказ был о пешей прогулке на вершину Иверской горы с осмотром Анакопийской крепости. Все фоторассказы из этой поездки собраны на одной странице: если вам интересно почитать что-то еще об Абхазии, заходите сюда.


На гору шла узкоколейная железная дорога Новоафонского монастыря. Ширина колеи 89 см, длина - 10 км. Скорее всего, ее соорудили монахи для лесовозных нужд в 1884 году (год точно не известен). Перестала использоваться в 50-х годах, профункционировав тем самым более 60 лет.

Машинистов, работавших на узкоколейке, было всего двое. Первый - монах о. Милентий, а второй - Е. И. Сморжок. Могилы обоих машинистов находятся там же, на горе, мы подходили к ним, но не фотографировали.

Дорога состояла из канатной дороги и узкоколейной железной дороги. Сейчас от шпал уже ничего не осталось, но многочисленные остатки сооружений все еще можно найти на склоне и вершине горы.

Новоафонская тропа к паровозу и остаткам узкоколейки: подробности

Начало маршрута: 43.09318, 40.82275

Координаты паровоза: 43.09585, 40.8286

Координаты остатков узкоколейки: 43.09484, 40.82854

Протяженность маршрута: около 5 км

Сложность: легкий горный маршрут

Высота: 528 метров над уровнем моря

В рюкзаке: 1-2 литра питьевой воды на человека, панама, очки, солнцезащитный крем

Первая половина маршрута тяжела тем, что тени очень мало. Вы идете все время вверх, очень жарко (летом). Вторая половина идет по тенистому лесу, где веет прохладой, и уже не такой крутой подъем. Обязательно одевайте кроссовки и берите с собой воду.

Тропа очень известна в Новом Афоне, и в некоторых местах на маршруте стоят указатели со стрелками.

Советую скачать Osmand с картами Абхазии. На крайний случай - MapsMe. С помощью этих приложений вы можете построить пеший маршрут. Он выделен красным на карте:

карта маршрута на вершину горы Акун к паровозу

Как мы поднимались на Акуи к паровозу

Наш день начался с купания в Черном море. Если сравнивать с нашим югом, пляжный отдых мне понравился больше в Абхазии. Море чистое, пляжи пустынные, заночевать в палатке (как на фото ниже) - запросто. Смущает лишь один момент - быки и коровы. Ты можешь лежать и греться на солнышке спокойненько. Открываешь глаза, а там.. Бык пьет воду. Морскую. Ничего особенного, просто бычок. Блин, боюсь их нереально.. Я уже начала потихоньку собирать вещи (бежать отсюда, скорей!). Но он просто попил и ушел, даже не глядя на меня, ура.

бык на пляже в Абхазии

Меня очень вдохновляет небо. Люблю рассматривать облака и лучи солнца, проходящие сквозь них. Для этого понадобятся всего лишь качественные поляризационные очки. В тот день облака были нереальные:

красивое небо над морем

Антон уже накрутил себе тюрбан из футболки, чтоб голову не напекло.

Антон в тюрбане из футболки в Черном море

Под флагом:

пляж галечный в Новом Афоне

В 11:30, после принятия морских ванн, мы прогулялись до еще одной достопримечательности: на вокзал Нового Афона, Афон Еыц. Хозяйка дома, в котором мы остановились, рассказала: со стороны железной дороги здесь можно пособирать ежевику! К сожалению, мы были в августе, и ягода уже отошла. Но вы примите на заметку.

Новый Афон жд вокзал

Ныне заброшенный, вокзал вызывает жалость и обиду. Такая архитектура, красота и изящество! Неужели не хочется абхазам восстановить всё это, а не ждать, пока здание превратится в руины?

вокзал в Новом Афоне

Кирпичная стена, вся сплошь заросшая мхом и вьюнами:

заросшая кирпичная стена

На тропу к паровозу мы вышли около 15:00. В зависимости от физической подготовки и выносливости можно подняться на вершину за 1-3 часа. Напоминаю, что мы шли в августе, в самую жару. Поднимались с постоянными остановками на отдых. В итоге маршрут "туда" занял около 2 часов.

По мере подъема начинают открываться чудесные виды. Иверская гора, на которую мы ходили вчера. Наверху можно рассмотреть башню Анакопийской крепости.

Анакопийская крепость на вершине Иверской горы вид с горы Акун

Пройдя еще немного, можно полюбоваться куполами Новоафонского монастыря на фоне Черного моря:

вид на купола Новоафонского монастыря с тропы на гору Акун

Когда все жилые дома остались позади и нас окружил субтропический лес, мы вышли на настоящую тропу. Вдруг затрещали ветки, зашевелилась трава! И из кустов выбегают.. Кабаны?! Медведь?!

Нет! Красивые и очень дружелюбные охотничьи собачки, которые сопровождали нас всю оставшуюся дорогу. Эти зайки терпеливо дожидались нас, когда мы набирались сил в тенечке. И заботливо бежали впереди, охраняя нас от невидимых врагов и показывая дорогу. Когда пойдете по этому маршруту, они могут и вас проводить 🙂

собаки на тропе на гору Акун

Тропа к паровозу очень хорошо видна. Идти одно удовольствие, если не принимать во внимание жару. Мы побывали в самом настоящем лесу, где водятся дикие животные: это территория охотничьих угодий.

Практически весь путь мы прошли вдвоем наедине с природой, лишь пару раз встретив людей.

тропа к паровозу на горе Акун

Здесь мы понимаем, что вышли на вершину горы Акуи (528 метров). Очень приятно видеть такие надписи, чувствуется теплое отношение к туристу.

вершина горы Акун высота 528 метров

Мы выходим на залитую солнечным светом поляну. Вот и виновник нашего похода: паровоз. Он оказался таким маленьким, необычным. На железе видны следы пуль. Кто его так изрешетил, останется загадкой.

Это паровоз модели Jung D, мощностью 20 л.с, 1902 года производства.паровоз в Новом Афоне на горе Акун

Сквозь настоящие джунгли мы пробираемся к остаткам механизмов узкоколейки. Меня поразил размер шипов на местных ветках:

шипы на деревьях в Новом Афоне

Они очень острые!

флора Абхазии: колючие растения

Как назло, тропа проходит точно сквозь колючие заросли.

субтропический лес в Абхазии

Фото ниже для понимания размера шипов относительно меня:

опасные колючие лианы в Абхазии

Осторожно пробравшись сквозь злые шипастые растения, мы все-таки оказались у руин какого-то сооружения.

развалины строений узкоколейки в Новом Афоне

Внутри сохранившихся каменных стен можно найти механизмы, служившие для работы канатной дороги. Даже трос сохранился.

механизмы узкоколейки в Новом Афоне на горе Акун

механизмы узкоколейки в Абхазии на горе Акун 528 метров

Теперь здесь паровозы не ездят, не возят лес и припасы.

поляна на вершине горы Акун в Новом Афоне

На обратном пути я решила сфотографироваться на память:

я на высоте 528 метров на вершине горы Акун

Спуск в город прошел быстрее и легче (что само собой разумеется, когда идешь вниз). Тропа к паровозу в Новом Афоне - такой интересный однодневный маршрут, советую не лениться и пройти весь путь. Возможно, когда-нибудь встретимся на тропе! 🙂 Наши приключения на этом не закончились. На следующий день мы сели в автобус и отправились в Гагру.


Вам понравится:

Подписаться на комментарии
Оповещать
guest
9 комментариев
старые
новые самые популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей
Алексей

Все хорошо и правильно описали. Тоже на днях сходили на эту гору, впечатлений море. Мы с 5-летним ребенком шли вверх 3 часа. Конечно, приходилось часто ее нести на руках. Вообще показалось далековато, но теперь точно не жалеем, что поднялись.

Лариса
Лариса

Мы тоже любим путешествовать по Абхазии. Очень интересный рассказ. обязательно сходим туда. не понятно где начинается маршрут. подскажите.

Татьяна
Татьяна
Ответить на  Людмила Geo

Спасибо за рассказ, тоже очень хочу увидеть этот поровозик, но одна пока не пойду, может на следующий год с подругой

Наталья
Наталья
Ответить на  Людмила Geo

По сельской дороге можно проехать на машине, подскажите пожалуйста? Если да, то сколько времени займет именно восхождение по тропе +-?

Андрей
Андрей

Добрый день. Был там 20.08.21.
(посту я так понимаю три года)

Встретил на обратной дороге двух замечательных пёселей, живы здоровы, те самые что на фотографии.
Паровоз сейчас в другой раскраске, цвета выцвевшие, труба голубая, остальное все красное.

На маршрут лучше выходить с расчетом, чтобы до 19 часов успеть вернуться, чтобы не попасть в темноту.

Маршрут прошли за 2 часа, но примерно минут 30 плутали, там где заросли и несколько троп, в том числе кружок навернули и несколько раз разворачивались на тупиках.

Обратно прошли за 47 минут, но шли очень быстро, чтобы успеть до темноты.